Новые методы преподавания ультразвуковой диагностики с использованием симуляционных технологий

Н.И. Дуглас, Т. Ю Павлова, Я.Г.Радь
Кафедра акушерства и гинекологии ФПОВ медицинского института
«Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Якутск, Республика Саха (Якутия)

Каждый будущий или практикующий врач акушер гинеколог, а также врач-ординатор должен владеть практическими навыками проведения УЗИ (ультразвуковое исследование). Умение самостоятельно проводить УЗИ и интерпретировать его данные являются обязательными для врача акушера гинеколога. А также необходимо проводить качественную ультразвуковую диагностику у беременных, это очень актуально, так как в структуре младенческой смертности врожденные пороки развития плода как в Российской Федерации, так и в Республике Саха (Якутия) занимают второе место. А это значит, что пороки развития плода не выявляются или выявляются в поздние сроки беременности. Одним из основных мероприятий по снижению младенческой смертности является повышение качества пренатальной диагностики. Поэтому обучение врачей ультразвуковой диагностики в акушерстве становится наиболее актуальным вопросом в снижении показателя младенческой смертности региона.

Обучение УЗД (ультразвуковая диагностика) в условиях клиники имеет ряд трудностей:

  • Зависимость от пациента и работы клиники;
  • Зависимость от наличия доступной патологии;
  • Отсутствие редких вариантов ультразвуковой картины гинекологической патологии;
  • Ограничение по времени;
  • Соблюдение принципов деонтологии.

Исходя из выше сказанного, необходимы новые методы преподавания ультразвуковой диагностики, какими являются симуляционные технологии в акушерстве и гинекологии. Для воплощения таких методов преподавания используются ультразвуковой симулятор, который позволяет проводить обучение и повышение квалификации по ультразвуковой диагностике в реалистических условиях.

Основная цель использования виртуального симулятора это развить и обогатить навыки сканирования и интерпретации ультразвуковых изображений без участия пациентов. Преимущества практической подготовки по УЗД с использованием симуляционных технологий:

  • Реалистичное обучение без пациента;
  • Разнообразие больных и патологий;
  • Нет зависимости от работы клиники;
  • Обучение не требует постоянного присутствия преподавателя;
  • Объективные методы оценки навыков и умений;
  • Ошибки учащихся не приводят к негативным клиническим последствиям.

Для реализации поставленной цели в декабре 2014 года приобретен и используется в обучении интернов, ординаторов и практикующих врачей Ультразвуковой симулятор «Шэлл», производство Германия Фото 1.

Ультразвуковой симулятор «Шэлл» имеет два торсовых манекена и четыре ультразвуковых датчика Фото 2 (конвексный - для исследования органов брюшной полости и забрюшинного пространства, органов малого таза и плода, линейный - для проведения исследований поверхностных структур, например исследование щитовидной железы, сосудов, секторный - применяется в кардиологии и трансвагинальный для гинекологических исследований и исследования плода), позволяет получить реалистичные В-сканы изображений исследуемых органов и тканей высокого качества разрешения, точно соответствующие тем, что мы получаем при проведении УЗИ у пациентов в режиме реального времени. Полная база данных ультразвукового симулятора «Шэлл» распределена по тематическим модулям, адаптированным от уровня «начинающего» до уровня «с опытом работы» врача ультразвуковой диагностики. Каждый модуль содержит до 12 документированных клинических примеров пациентов. Систему можно обновлять дополнительными модулями из постоянно обновляемой библиотеки баз данных, предоставляемых ведущими клиниками Европы. Библиотека данных, поставляемая с расширенной комплектацией ультразвукового симулятора, содержит более 200 клинических наблюдений различных пациентов и более 500 эталонных снимков.

За декабрь 2014 года и январь 2015 года прошли тематическое усовершенствование по пренатальной диагностике в акушерстве 42 курсанта фото 3,4.

Формы обучения:

  • Лекции по темам с демонстрацией собственных видеоматериалов;
  • Отработка практических навыков ультразвукового исследования на современном симуляционном тренажере «ШЭЛЛ» (трансвагинальные и трансабдоминальные методики);
  • Участие в исследовании на приеме с врачом в кабинете ультразвуковой диагностики;
  • Просмотр видеоматериала из архива кафедры с разбором наиболее интересных диагностических случаев;
  • Обучение написанию протокола и заключения ультразвукового исследования;
  • Разбор и обсуждение наиболее интересных в диагностическом плане клинических случаев.
  • Поэтапный контроль теоретических и практических знаний в процессе обучения.

Учитывая то, что в базе данных этого аппарата заложены различные тематические модули и по другим специальностям, возможно обучение врачей различных профилей, что несомненно повысит качество ультразвуковой диагностики в целом.

Литература

1. Материалы II Съезда Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2013.

Фото 1. Ультразвуковой симулятор ШЭЛЛ.
Фото 2. Ультразвуковые датчики.
Фото 3. Занятие проводит Дуглас Н.И.
Фото 4. Курсанты на занятиях тематического усовершенствования «Вопросы пренатальной диагностики в акушерстве».
top